Американский актёр Джон Уэйн называл ее “сорванцом в юбке”. Для британского актёра Дэвида Нивена она была “лучшим изобретением итальянцев после спагетти”. Итальянская актриса Клаудия Кардинале сыграла в более чем 150 фильмах, но её карьера началась совершенно случайно. В числе её поклонников были самые знаменитые мужчины в мире, а личная жизнь наполнена драмой, достойной отдельного сценария. В Лионе в музее-институте братьев Люмьер Клаудия Кардинале представила шедевры режиссёра Федерико Феллини
Диего Джулиани, “Евроньюс”: “Клаудия Кардинале, спасибо большое, что согласились встретиться с нами. Вы настоящая звезда, ваша личная история связана с многими странами: вы итальянка по происхождению, родились в Тунисе, а ваш родной язык — французский. Мы ещё поговорим о кино, но сейчас не могу удержаться и хочу спросить: вы родились в Тунисе и живёте в Италии, добились успеха в кинематографе — что вы чувствуете в эти дни, когда узнаёте новости о том, что сотни мигрантов гибнут, пытаясь обрести лучшую жизнь, ведь они следует примерно по тому же маршруту, что и вы?”
Клаудия Кардинале: “Это ужасно. Каждый день эти новости вызывают у меня слёзы. Уже тысячи человек погибли. Меня потрясли истории о том, что некоторые из них, чтобы спастись, должны были цепляться за трупы других. Это трудно вообразить”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“Могут ли Клаудия Кардинале и кинематограф как-то помочь в решении этой проблемы, или это только дело политиков?”
Клаудия Кардинале:
“Мы должны бороться с этим сообща, прежде всего политики, но мы все должны принять участие. Я посол доброй воли ЮНЕСКО, в этой роли я веду борьбу на многих фронтах. Но когда я вижу эти страшные кадры, всех этих детей… это ужасно”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“Но ваше путешествие из Туниса было успешным. Ваши первые шаги в кино можно сравнить с волшебной сказкой: вы были признаны самой красивой итальянкой Туниса на конкурсе, в котором даже не хотели принимать участие, и получили приглашение на Венецианский фестиваль. Расскажите, как всё происходило?”.
Клаудия Кардинале:
“Да, история невероятная. Я была вместе с мамой, там были все представители итальянского консульства, которое организовало конкурс, а участницы уже были на эстраде. И вдруг подходит мужчина, берёт меня за руку и надевает на меня повязку с надписью “Самая красивая итальянка в Тунисе”. Наградой была поездка на Венецианский кинофестиваль. В то время там еще не было бикини. Но я иногда надевала бикини, иногда ходила в джеллабе (традиционном кафтане), а папарацци меня везде фотографировали. Меня начали приглашать сниматься в кино, но я отвечала отказом, говорила, что не хочу. Я улетела обратно, а журналы уже писали обо мне “Девушка, которая не хочет сниматься в кино”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“Вы сказали о режиссёрах Феллини и Висконти, с которых начался ваш карьерный взлёт — ведь благодаря фильмам “Восемь с половиной” и “Леопард” вы получили международную известность: “Висконти дал мне крылья, а Феллини примирил меня со мной”. Что вы имели ввиду?”
Клаудия Кардинале:
“Они были полными противоположностями. С Висконти перед съёмками мы всегда проводили репетиции, со всеми актёрами, мы сидели все за одним столом. Он стремился к совершенству во всём. А у Феллини не было даже сценария, всё было основано на импровизации. У меня была возможность проводить много времени с Висконти. Мы всё время были вместе, я останавливалась у него, мы вместе путешествовали, вместе ездили на фестиваль песни в Сан-Ремо. А Феллини преклонялся предо мной, он восхищался мной, очень расстраивался, потому что я мало ела. Он мне говорил: “Ты принадлежишь Африке, земле, поэтому ты стала моей музой”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“Марчелло Мастрояни открыто признался, что всегда любил вас. Роберт де Ниро устраивал вам сцены ревности. А вы всегда отвергали своих бесчисленных поклонников, но однажды вам позвонил мужчина, которого вы в то время называли “самым неотразимым на планете” — Марлон Брандо. Расскажите о вашей дуэли?”
Клаудия Кардинале:
“Когда он узнал, где я остановилась, то он постучал в мою дверь, зашёл и пытался сделал все, чтобы соблазнить меня. Потом посмотрел на меня и сказал: “Ладно, я понял. Ты такая же упрямая, как я, ты не сдашься”. Но когда он ушёл, я подумала: “Какая же я глупая” … Он был моим любимым актёром”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“В чём ваш секрет? Что помогает вам не поддаваться ностальгии, которая в буквальном смысле уже сразила многих звёзд кинематографа, тех, кто зависел от своего образа и не смог противостоять ходу времени?”
Клаудия Кардинале:
“Во-первых, обычно жизнь у нас одна. Но я прожила 151. Это было прекрасно: я могла перевоплощаться. Но для того, чтобы работать актрисой, нужно обладать очень сильным характером, иначе можно перестать узнавать себя. Однажды во время съёмок Рита Хейворт меня очень расстроила. Как только она меня увидела, сразу пришла в мой фургончик и начала плакать. Она мне сказала: “Когда-то я тоже была красивой”. Сегодня мне 77 лет и продолжаю работать. Самое важное — всегда сохранять активность. Я не люблю все эти подтяжки лица и пластические операции, потому что мы не можем остановить ход времени”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“Кинематограф дал вам очень многое, но также и отнял многое. Несколько лет ваш собственный сын не знал, что вы его мать, он думал, что вы его старшая сестра. Что вынудило вас заплатить такую высокую цену?”
Клаудия Кардинале:
“Меня заставили. Мой продюсер заставил меня скрыть этот факт, в то время я была очень молода, разразился бы скандал. Но я очень страдала. Однажды я решила покончить с этим притворством и сказала ему “баста”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“И вы смогли хранить этот секрет целых семь лет?”.
Клаудия Кардинале:
“Да, почти. Это было ужасно. Мне было очень тяжело”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“Фильмы с вашим участием практически невозможно сосчитать. Но вы сами только что это сделали, когда говорили о 151 жизни. Что ещё кинематограф может предложить вам?”
Клаудия Кардинале:
“Последнее время я очень много работала с начинающими режиссёрами в их дебютных картинах. Я много снималась в Австрии, Испании и США. Я продолжаю работать и мне очень нравится помогать молодым”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“И последний вопрос. Режиссёр Вернер Херцог как-то сказал об утопии, идея которой описывается в фильме “Фицкарральдо”: “Для того, чтобы мечты исполнились, нужно сделать невыполнимое”. У вас есть такая невыполнимая мечта?”
Клаудия Кардинале:
“В Тунисе есть такое понятие — “мектуб” (“предначертание”). Это судьба. Всё, что не должно было случиться со мной — не случилось. Но многие мои мечты все-таки стали реальностью”.
Диего Джулиани, “Евроньюс”:
“Но у вас есть ещё одна, секретная?”
Клаудия Кардинале:
“Нет, пока что нет. Может быть появится”.