Владимир Путин выступил в пространство В планах российского премьера объединение Евразии
Владимир Путин готов стать собирателем земель советских вокруг России
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
|
Премьер-министр Владимир Путин обозначил главную задачу, которую намерен решать в ходе своего следующего президентского срока. Он нацелен на создание Евразийского союза — "мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом". Попытка Владимира Путина стать "собирателем земель советских" может натолкнуться на непонимание руководства бывших советских республик, а также изменить баланс сил внутри страны.
Опубликованную в газете "Известия" статью "Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня" господин Путин приурочил к старту 1 января 2012 года Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана. Премьер называет это "исторической вехой" не только для участников ЕЭП, "но и для всех государств на постсоветском пространстве".
Землям велено собраться
Владимир Путин настаивает на том, что "только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания". По его словам, "объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего".
Евразийский союз, по замыслу премьера, будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, "объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов".
Земли к этому готовы по-разному
Какие лозунги объединяли народы и земли В конце XVIII века североамериканские колонии Британии начали объединение под лозунгом "Нет налогам без представительства"... |
Курс на экономическую интеграцию именно под зонтиком нового союза, в ущерб СНГ, стал просматриваться уже в этом году, когда Москва начала готовить реформу ТС (см. "Ъ" от 5 сентября). "Пришла пора создать более тесное объединение. На его борт должны попасть те страны, которые действительно хотят интегрироваться, а об остальных горевать не будем",— пояснил источник "Ъ" в аппарате правительства. Экономическую интеграцию под эгидой Евразийского союза дополнит военная в рамках ОДКБ — организация уже на декабрьском саммите может перейти на систему принятия решений большинством голосов и отказаться от принципа консенсуса.
Прежние интеграционные попытки России были не слишком эффективны. Так, например, Москва и Минск уже второе десятилетие с относительным успехом обсуждают создание единых органов власти и переход на общую валюту. За это время они успели провести четыре торговые войны: две газовые, одну нефтяную и одну молочную. Для успеха Евразийского союза необходимо участие в нем Украины, контролирующей транзит российского газа в Европу. Однако Киев пока не хочет вступать даже в ТС, предпочитая создание зоны свободной торговли с ЕС.
Дмитрий Песков сообщил "Ъ", что высказанные в статье идеи Владимир Путин предварительно не обсуждал с лидерами ни Казахстана, ни Белоруссии. Вчера казахские и белорусские власти идеи господина Путина не комментировали. Однако в августовском интервью "Ъ" министр экономики Казахстана Кайрат Келимбетов говорил, что торопиться с расширением ТС не следует и в новых объединениях "должен быть какой-то фейсконтроль". Источники "Ъ" в МИД Казахстана поясняют, что Астана не горит желанием видеть в рядах ТС (а значит, и Евразийского союза) Киргизию. Казахстан уже потратил огромные деньги на обустройство казахско-киргизской границы, после же вступления Бишкека в ТС внешний контур границ союза надо будет переносить, а понесенные затраты Астане вряд ли кто компенсирует.
Планов больше, чем проектов
Владимир Путин Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ |
Перспективы же объединения в наднациональные органы национальных структур исполнительной власти пока неясны даже в России. Если в случае с Евросоюзом говорить о доминировании в интегрированной структуре одного из национальных государств нельзя, то в случае с ЕЭП и масштабы рынков, и масштабы ВВП России и любого другого потенциального члена союза несравнимы. Доминирование РФ в любом тесно интегрированном "экономическом" союзе и в рамках бывшего СССР, и в рамках Восточной Европы практически гарантировано. Наконец, не столь полная, как это принято считать, дезинтеграция экономических связей в СССР делает Евразийский союз уже де-факто существующим элементом функционирования экономики РФ, от которого России отказываться было бы слишком дорого.
Но в нескольких возможных аспектах Евразийский союз может быть привлекательным. Российские госинвестиции в собственную экономику участникам союза объективно выгодны. Координация такого рода проектов позволит в ряде случаев снизить их собственные затраты на аналогичные и смежные проекты (например, Белоруссия значительно выигрывает от инвестиций РФ в "транспортные коридоры" в ЕС). В этом смысле Евразийский союз должен отличаться от СССР в первую очередь ограниченностью финансовых перетоков между "центром" и "периферией": практика интеграции 1991-2011 годов показала, что на этот раз Россия твердо намерена инвестировать в основном в себя и не спонсировать участников союза низкими ценами энергоносителей.
Однако главная потенциальная выгода от Евразийского союза, которая, очевидно, и предлагается между строк в первую очередь среднеазиатским режимам,— возможность использования в среднесрочной перспективе российского военного потенциала для подавления угроз внутренней нестабильности и повторения "арабской весны". Скорее всего, потенциальным членам Евразийского союза Россия предлагает себя и в качестве "евразийского жандарма" при ослаблении ЕС и США в качестве "мировых сверхдержав" в ходе мирового финансового кризиса.
Предвыборные начинания
Председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс отмечает, что евразийский интеграционный проект "закономерен для Владимира Путина". По его словам, движение к единому евразийскому экономическому пространству вполне укладывается в логику тех "охранительных сил российской элиты, которые победили прогрессивную часть элиты" в споре о том, кому идти на президентские выборы в 2012 году. Среди "охранителей сильны антизападные настроения", подчеркивает господин Юргенс, но на фоне "волатильности мировых рынков, непонятной будущности еврозоны, очень серьезных трудностей в США проект воссоздания традиционной зоны влияния России выглядит рациональным". Россия, считает эксперт, в ближайшие годы будет "расширять ареал присутствия и влияния" на постсоветском пространстве, а когда Запад справится со своими проблемами, Россия сможет предложить себя в "качестве "моста" между великим Китаем и западной цивилизацией". Правда, господин Юргенс опасается, что такое "внешнее расширение ареала влияния" будет сопровождаться "внутренними попытками поднять страну автократическими методами".
Поствыборные изменения
Владимир Путин Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ |
Кризис в 2008-2009 годах "приподнял" видимую роль Владимира Путина в решении оперативных вопросов (до конца 2008 года предполагалось, что усиление института вице-премьеров позволит ему ими почти не заниматься). Но с 2010 года Дмитрий Медведев все в большей степени выглядел как один из двух руководителей правительства и одновременно фактическим главой своей администрации.
При этом господин Медведев, в отличие от господина Путина, в гораздо большей степени склонен к формализации отношений в стиле "вертикали власти". В правительстве Владимира Путина и по сей день достаточно много полупубличных внутренних конфликтов, в которых премьер предпочитал быть скорее арбитром, нежели прямым участником. Например, так выглядели споры между первым вице-премьером Виктором Зубковым и главой Минсельхоза Еленой Скрынник, между Минпромторгом и блоком Минсельхоза вокруг закона "О торговле", между ФАС и Минэкономики вокруг закона "О госзакупках". А президент Медведев зачастую являлся непосредственным участником такого рода противостояний — в отличие от Владимира Путина. Дмитрий Медведев явно склонен к гораздо более формализованным командным способам решения проблем, нежели господин Путин. Это, собственно, и было продемонстрировано на примере вице-премьера Алексея Кудрина, формальным поводом для отставки которого было публичное заявление о несогласии с решением президента. Президент Медведев в гораздо большей степени, чем президент Путин, был склонен пользоваться публичной частью полномочий главы государства в "суперпрезидентской республике". Есть основания полагать, что господин Медведев будет претендовать на роль "полновластного", а не "технического" премьер-министра,— а президентский стиль Владимира Путина в 2000-2008 годах заключался прежде всего в активном использовании не столько формальных, сколько неформальных полномочий главы государства.
В складывающейся ситуации, заявил "Ъ" директор Института национальной стратегии Станислав Белковский, Владимир Путин "не собирается убирать Медведева быстро". "Задача Медведева — проведение непопулярных реформ",— говорит эксперт. Новому премьеру придется заниматься, например, повышением пенсионного возраста и сокращением социальных обязательств. Директор департамента административной реформы ЦСР Владимир Южаков считает, что "было бы полезно, чтобы Владимир Путин вышел на наднациональный уровень и в перспективе возглавил новую структуру".
Алла Барахова, Дмитрий Бутрин, Александр Габуев, Максим Иванов, Валентина Калитка, Виктор Хамраев
ОБ ЭТОМ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ Весь архив видео |
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1788017