Раз четверг, два четверг!
Россияне на Кипре знают, что каждый четверг ознаменован тем, что можно купить свежий номер еженедельника «Европа-Кипр». Остальные дни более или менее одинаковы. Да это и понятно: у небольшой островной страны с 9-тысячелетней историей не должно быть больше одной, ну, максимум двух новостей в неделю. Но в последнее время что-то явно изменилось.
Михаил СОБОЛЕВ, вице-президент (рынки СНГ),
партнер Группы компаний Consulco International
«БЕЛЫЙ», «СЕРЫЙ», «ЧЕРНЫЙ»
В четверг, 2 апреля, по итогам саммита «Большой двадцатки» (G20) был опубликован доклад о юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР («Организация по экономическому сотрудничеству и развитию», в которую входят 30 наиболее развитых стран, на чью долю приходится около 60% мирового ВВП) по имплементации (фактической реализации на внутригосударственном уровне) международных налоговых стандартов. ОЭСР составила три списка, назвав их «Белый», «Серый» и «Черный».
В «Белый» список были включены те юрисдикции, которые в достаточной степени реализовали согласованные на международном уровне налоговые стандарты, разработанные ОЭСР в сотрудничестве со странами, не являющимися членами ОЭСР, которые были утверждены на встрече министров финансов «Большой двадцатки» (G20) в Берлине в 2004 году. Они предусматривают обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации или банковской тайны для налоговых целей. Они также предусматривают расширенные механизмы для защиты конфиденциальности информации, которая вовлечена в процесс обмена.
В этом списке разместились: Австралия, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова США, Германия, Гернси (владение Великобритании), Греция, Дания, Джерси (владение Великобритании), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (исключая специальные административные районы КНР Гонконг и Макао, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов ОЭСР), Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, остров Мэн (владение Великобритании), Польша, Португалия, Россия, Сейшельские острова, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция и Япония.
Серым цветом решено было отметить юрисдикции, взявшие обязательства по принятию международных налоговых стандартов, но пока еще в недостаточной мере их реализовавшие. К ним относятся:
• «Налоговые гавани» (данные юрисдикции были идентифицированы в 2000 году как соответствующие критериям налоговых гаваней (tax havens), описанным в докладе ОЭСР 1998 года): Ангилья (заморская территория Великобритании), Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба (территория в составе Нидерландов), Багамские острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские острова (заморская территория Великобритании), Британские Виргинские острова (заморская территория Великобритании), Вануату, Гибралтар (заморская территория Великобритании), Гренада, Доминика, Каймановы острова (заморская территория Великобритании), острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова (с 1986 года находятся в свободной ассоциации с США), Монако, Монсеррат (заморская территория Великобритании), Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Теркс и Кайкос.
• Иные финансовые центры: Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария. Отметим — Австрия, Бельгия, Люксембург и Швейцария отказались от оговорок в отношении статьи 26 Модельной конвенции ОЭСР, что означает включение в соглашения об избежании двойного налогообложения статьи 26 «Обмен информацией», допускающей обмен банковской информацией, а также от доверительных собственников и фондов.
Черным заклеймили юрисдикции, не взявшие на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, принятых на международном уровне: Коста-Рика, остров Лабуан (Малайзия), Уругвай, Филиппины.
В чем причина такого дискриминационного отношения ведущих стран к остальным, точно непонятно. Объяснения приводятся разные. И то, что налоги вместо родного бюджета утекают в оффшоры, и чуть ли ни это является основной причиной мирового кризиса. И то, что перед еврочиновниками встала дилемма: бюджеты стран начали сжиматься, как «шагреневая кожа», и надо либо снижать расходы, включая на содержание себя, любимых, либо изыскивать неординарные пути выхода из кризиса, что потребует напрячь извилины мозга. Потому легче назначить «стрелочников».
Однако при этом американцам и англичанам удалось отстоять позицию, что каждая из стран имеет полное право на собственную налоговую систему и на то, чтобы устанавливать собственные налоговые ставки или вообще обходиться без налогов. Поэтому-то упор при составлении списков был сделан не на осуждении «несправедливой налоговой конкуренции», что всегда бывало раньше, а на несоответствии стандартам по обмену информацией.
Сразу после опубликования списков стали твориться странные вещи. «Черные» страны оперативно пообещали исправиться, и их переместили на этаж выше. То есть самый «страшный» список перестал существовать.
Многие страны, которые были отнесены к «иным финансовым центрам», не на шутку обиделись, сочтя такую квалификацию несправедливой. Первым свое негодование высказал премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Европейские правительства давно ведут кампанию для того, чтобы заставить страну ужесточить налоговое законодательство. Люксембург согласился изменить свою налоговую политику, однако все равно попал в список, что и вызвало недоумение премьера.
Министерство финансов Швейцарии заявило, что ему непонятны критерии, по которым страны были внесены в «Серый» список. В начале 2009 года Швейцария заявила о своей готовности сотрудничать с ОЭСР, однако сейчас может и отказаться идти на уступки, а без Швейцарии борьба за повышение прозрачности международной финансовой системы невозможна. Стоит отметить, что Швейцария очень неохотно вступает в различные союзы и объединения, однако в ОЭСР входит. Кто знает, может быть, этот скандал заставит Швейцарию вспомнить о своей традиционной независимости и выйти из ОЭСР.
Обида этой страны нашла отражение в оригинальном поступке. Так, 8 апреля стало известно, что Швейцария заморозила счет ОЭСР в одном из своих банков. «Речь идет о небольшой сумме для такой организации — 136 тысяч евро», — сообщило France Press. Это решение стало неожиданным, т.к. ОЭСР и Швейцария не любят инициировать скандалы и являются своеобразными символами респектабельности. Министерство экономики Швейцарии остановило платеж по неким совместным действиям ОЭСР и «большой двадцатки».
Включение Кипра в «Белый» список было воспринято как позитивное событие, которое сыграет свою роль в становлении страны в качестве респектабельного финансового центра Средиземноморья. Такая оценка ОЭСР и G20 вряд ли была случайной. Кипр за последние годы согласился выполнять современные европейские стандарты по обмену информацией. И было бы просто несправедливо, если бы его поставили в один ряд с оффшорными юрисдикциями.
Впрочем, в «Белом» списке фигурируют такие «оффшорные имена», как Барбадос, Виргинские острова США, Гернси, Джерси, Маврикий, ОАЭ, остров Мэн, Сейшельские острова. И, конечно, нельзя обойти вниманием США — самого крупного в мире «фальшивомонетчика», чья валюта не привязана ни к каким ценностям, а о традиционном использовании в качестве оффшорных и безналоговых компаний Делавэра, Вайоминга и других штатов не знает разве ребенок.
В настоящее время на Кипре действует закон № 188(I)/2007 «О предотвращении и пресечении деятельности по отмыванию денежных средств», где впервые появилось понятие «бенефициар» и «бенефициарный собственник» (beneficial owner), сведения о которых в целях применения закона могут быть раскрыты, в том числе государственным органам других стран.
Оперативное применение данного закона возложено на Группу по противодействию отмыванию денежных средств, полученных преступным путем (MOKAS), при генеральном прокуроре Республики Кипр, который осуществляет также санкционирование выдачи налоговой информации иностранным налоговым службам в соответствии с изменениями, внесенными в закон Республики Кипр «Об исчислении и взимании налогов», которые были приняты 10 июля 2008 года и вступили в силу 25 июля 2008 года.
27 марта 2009 года Республика Кипр ратифицировала конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (СДСЕ №198), подписанную Кипром 16 мая 2005 года. Данный международный акт вступит в силу для Республики Кипр с 1 июля 2009 года.
ВРЯД ЛИ КИПР СДАСТ РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС
Однако больше всего шума наделало другое событие, которое также случилось в четверг, но уже 16 апреля. В этот день в Никосии министр финансов Республики Кипр Харилаос Ставракис и руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики российского министерства финансов Илья Трунин подписали документ, касающийся избегания двойного налогообложения доходов и имущества между двумя странами.
По имеющимся сведениям пока нельзя с достаточной уверенностью утверждать, что это за документ: дополнительный протокол к существующему налоговому соглашению или новое налоговое соглашение. Как российские, так и кипрские информационные агентства употребляют два этих термина, а сам документ пока недоступен для изучения. Вместе с тем, есть основания полагать, что все-таки речь идет о дополнительном протоколе. По обрывкам сведений попытаемся понять (или догадаться), какие основные изменения нас ждут.
• Через пять лет (с 2014 года) начнет действовать норма, согласно которой в случае, если кипрская компания получает доход от продажи акций или долей российской компании, более 50% активов которой составляет недвижимое имущество, находящееся на территории России, налоговым агентом (источником выплаты) в России должен быть удержан и перечислен в бюджет налог с этого дохода. Сейчас такая норма предусмотрена в ст. 309 НК России, но так как этой нормы в налоговом соглашении Кипр — Россия нет, то она в налоговых отношениях наших стран не применяется.
• Отражение в тексте найдут те новации, которые появились в последние годы в отношениях Кипра и России, а также в законодательстве Кипра касательно процедур обмена информацией по налоговым вопросам.
• Как только документ будет ратифицирован (скорее всего, на это потребуется менее полугода), российский минфин удалит Республику Кипр из своего оффшорного списка, куда тот по непонятным причинам попал в ноябре 2007 года.
Положительно ли то, что происходит? Если говорить о первом пункте перечисленных выше новаций в текст налогового соглашения, то вряд ли он вызовет повальную уплату налогов при продаже акций/долей российских компаний. На практике и сейчас существуют несколько вариантов, которые позволяют не платить по итогам таких операций российские налоги, причем без применения преференций кипрско-российского налогового соглашения. А во многих случаях сделки по смене собственников активов происходят так, что касаются не российских акций, а акций предприятий, владеющих этими российскими акциями. Поэтому специалисты не ожидают роста налоговых выплат, на которые надеется российский минфин.
Почему поправка в текст налогового соглашения начнет применяться лишь через 5 лет? Потому что в течение этого срока подобную норму планируется прописать во всех других соглашениях, заключенных ранее Россией.
А вот обмен информацией, если он действительно будет, может дать обратный эффект тому, что предполагается кипрским минфином и местными журналистами. Известно, например, что в 2007 году в России 82 тысячи человек были освобождены из-под стражи по решению суда (данные оглашены на конференции «Юридический бизнес в России», 9-10 апреля, Москва).
На месте этих 82 тысяч (население целого кипрского города!) может оказаться любой невиновный человек! Это показывает, как часто используются надуманные предлоги, вплоть до помещения в тюремную камеру, чтобы надавить на бизнес и заставить предпринимателей «поделиться» деньгами или акциями, либо разорить бизнес в угоду конкурентам, оплатившим такой «заказ». Это — одно из уродливых проявлений современной российской коррупции.
Несомненно, что информация, которую собираются получать налоговые или иные органы России от кипрских коллег, часто будет использоваться в интересах коррумпированных чиновников. В этом не заинтересован ни российский, ни кипрский бизнес (существенная часть последнего обслуживает российские финансовые потоки). Есть надежда, что кипрский минфин это осознает и будет вести себя адекватно, то есть рассматривать каждый запрос, поступающий из России скрупулезно, идя навстречу лишь в том случае, если дело касается реального, а не вымышленного отмывания денег.
Учитывая, что в последние месяцы неофициальное давление в России на операции с резидентами оффшорных зон многократно возросло и выражается, например, в том, что банки отказывают клиентам даже исполнять соответствующие платежи, Кипру выгодно не быть в оффшорном списке. Выгодно это и предпринимателям, использующим кипрские компании.
А учтя тот факт, что, скорее всего, до конца года в России будет принято законодательство о трансфертном ценообразовании, которое потребует от предприятий существенного увеличения документооборота и увеличения налоговых рисков при операциях с резидентами оффшорных зон, полезно «сработать на опережение» и постараться, чтобы Кипр не попадал в проблемную категорию.
Вместе с тем, давление на бизнес в России достигло такого уровня, что даже те предприниматели, что традиционно вели себя весьма патриотично, начали подавать сигналы, свидетельствующие о том, что у них созрели планы в целях обеспечения защиты активов переоформить их на иностранную компанию, или даже кристаллизуется желание податься в бизнес-эмиграцию. Это очень опасная тенденция для России.
Если кипрские власти пойдут на поводу у российских мытарей, то капиталы, что уйдут из России, не попадут и на Кипр. Те же миллиарды евро из России, что уже имеются в кипрских банках, могут быть выведены с острова. Не думаю, что киприоты мечтают о такой перспективе.
Однако важно отметить, что принятие каким-либо государством решения о соблюдении стандартов ОЭСР не означает, что вся информация будет доступна органам иных стран. Поэтому есть повод быть оптимистами, верить в здравый смысл, мудрость киприотов и в то, что Кипр, как и раньше, не сдаст российский бизнес.
/www.evropa-kipr.com/