Тенденция к увеличению числа самоубийств и к резкому его омоложению отмечается во всем мире. Время от времени средства массовой информации заполняются сенсационными сообщениями и подробностями о самоубийствах детей: то один, а то сразу и двое детей бросаются с высотного здания; то из-за плохих оценок и страхов наказания лезет в петлю вполне благополучный мальчик; то один за другим кончают жизнь самоубийством, как по какому-то страшному сценарию или ритуалу, несколько друзей.
Леденящие душу и тело подробности таких звонких самоубийств надолго остаются темой для разговора, особенно среди учителей и родителей, и болезненно привлекают тех детей и подростков, которых влечет к себе смерть через самоубийство.
Среди специалистов принято разделять самоубийц на 2 категории. Первая – это те, для кого смерть, прекращение жизни является целью фатального поступка. К такой смерти больше идут осознанно. Для другой категории суицид является средством прекращения неудовлетворяющей обстановки, обстоятельств, невыносимых страданий. Детский суицид чаще является средством ухода от страшной для них жизни, а не целью завершить жизнь, умереть.
Многим кажется, что самоубийство детей и подростков (далее – детей) случается только в неблагополучных семьях, где родители пьют, не работают, дети предоставлены сами себе, или же в семье имеется жестокое отношение к детям.
На самом деле больше всего наблюдается самоубийств и попыток самоубийств детей в самых обычных, так называемых «благополучных» семьях, где родители считаются вполне заботливыми, хорошими.
После неожиданного суицида ребенка многие родители, не чаявшие в нем души, до конца жизни остаются в обиженном недоумении: чего же не хватало их успешному ребенку, за что он наказал их до конца жизни своим грехом. Другие задним умом понимают, что что-то недоглядели, недолюбили, не старались понять, простить, узнать, принять…
Что же толкает детей к роковому шагу? Почему «благополучные» дети выбирают суицид? Когда для них жизнь становится настолько невыносимой, что они ищут средства уйти из этого мира?
Суицидальная готовность может развиться у легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, навязчивыми страхами, фобиями, с чувством вины, склонных к застреванию на негативных эмоциях. Чувства отчаяния, безнадежности, одиночества, беспомощности, аффективные расстройства с частой сменой настроения или постоянно пониженным фоном настроения, низкая самооценка часто бывают присущи детям с суицидальной активностью.
Интенсивность страданий, толкающих к суициду, настолько высока и невыносима для ребенка, что на этой почве любое, даже, казалось бы, рядовое событие, может довести до сужения сознания и стать толчком или внешним поводом к суициду. Для кого-то это плохая оценка, для кого-то – смерть любимой собаки.
Цель суицида у таких детей парадоксальна – достучаться до взрослых, изменить невыносимую ситуацию! Но при этом именно в благополучных семьях дети обычно не рассказывают родным о своих суицидальных фантазиях, мыслях, намерениях. Могут делиться этим с друзьями, с подругами… Охотно рассказывают о своих мучительных переживаниях психологам, когда попадают по случаю к ним. Почему же не делятся с родителями? Отвечают: «Не хотел расстраивать маму», «Накажут», «Меня никто не поймет», «А разве они (родители) не чувствуют, как мне плохо?», «Я думал, они знают».
Между тем, не только в детском, но и в подростковом возрасте многие не могут осознавать по-настоящему, что такое смерть, особенно в наше особое время, когда они помногу и подолгу находятся в виртуальном мире компьютерных игр и фантастических героев, которых смерть не берет. И некоторые дети, представляя себя в гробу, думают, что они будут радоваться, видя, как их оплакивают и жалеют родители. Другие мечтают о мести, о том, как перед смертью напишут, что в их смерти виновата несправедливая и жестокая учительница.
Исходя из личного опыта психотерапии детей с суицидальной готовностью и попытками суицида, можно выделить наиболее часто встречающиеся причины самоубийств внешне благополучных детей, склонных из-за состояния здоровья, психики, личностных особенностей к повышенной тревожности, страхам, застреваемости на негативных эмоциях.
1. В семье один за другим в течение ряда лет умирают близкие люди. Как пример можно привести историю одиннадцатилетнего мальчика, у которого после долгой мучительной болезни умирает любимая бабушка, через год внезапно умирает дед, спустя полгода убивают в пьяной драке дядю. Подросток сам сильно переживал и несколько лет пребывал в атмосфере депрессии близких людей, оставшихся в живых, но занятых своим горем.
Он и до всех этих трагических для него событий был очень тревожным, боязливым, впечатлительным, а после этого страхи еще более усилились, он стал бояться спать из-за кошмарных снов, его преследовали постоянные мысли о покойных родственниках. «Зачем жить, если все все равно умирают? Вдруг у меня умрут и родители? Зачем учиться, что-то делать, если я тоже умру?» С такими мыслями он жил 2 года, пока не попал на прием к психологу по поводу снохождения. О том, что их сын давно занят мыслями о самоубийстве, родители не знали.
2. Посттравматическое стрессовое расстройство, при котором серьезный стресс, пережитый когда-то, не «отпускает» ребенка, и он находится постоянно под впечатлением этого события. Примером может послужить двенадцатилетний мальчик, который в 7 лет попал под машину, но отделался ушибами. В последние 3-4 года он каждый день заново переживал, как он скатывается под машину, видел в снах, как его переезжает машина. Был приведен к психологу в связи с навязчивым страхом машин. О том, что мальчик мечтал повеситься, «лишь бы уйти от этих страданий», родители даже не догадывались.
3. Ссоры, попытки развода родителей. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Недавно попавшая на прием восьмилетняя девочка хотела кинуться из окна пятого этажа, когда во время ссоры родителей услышала о разводе. К психологу ее привели через полгода после этого случая, когда у нее появились энурез и онихофагия (грызение ногтей).
О случае с попыткой выброситься из окна родители и не вспомнили, когда рассказывали о проблемах дочери. Только когда они услышали от психолога, что девочку стало тянуть прыгнуть из окна, они вспомнили этот эпизод. Между тем, необходимо подчеркнуть, что любая попытка суицида (парасуицид, или незавершенный суицид) считается самым сильным фактором суицидальной активности.
4. Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания для него могут оказаться невыносимыми. И тогда даже плохая оценка может стать причиной самоубийства.
5. Ребенок – изгой в школе. Причиной могут стать смена коллектива, некорректные высказывания учителей, избиения, моральные унижения и издевательства со стороны более сильных или более старших школьников. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать аутоагрессивным проявлениям.
6. Негативный семейный сценарий. Мальчик 13 лет, отца не помнит, но недавно узнал, что того нашли повесившимся, когда ему был 1 год. Недавно повесился любимый дядя, брат отца. Живет мальчик с матерью и отчимом, любит их и любим. Хотел повеситься, потому что замучили страхи смерти. Он постоянно ощущал отца и дядю рядом с собой, часто во сне видел себя в гробу, вешался во сне. Был приведен к психологу по поводу появившейся немотивированной агрессивности и бессонницы.
7. Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободу личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду и т.д.). Десятилетний мальчик, которому запрещали общаться с «недостойными» друзьями, гулять без бабушки, слушать любимую музыку, играть в компьютерные игры, в разговоре с психологом поделился, как он отомстит родителям: «Ах, вы со мной так? Получайте, я буду смотреть, лежа в гробу, как вы по мне убиваетесь, и как вас все будут осуждать!»
8. Страх высоты, по нашим наблюдениям, иногда тоже может стать причиной суицида. У некоторых детей навязчивые страхи высоты сопровождаются навязчивым желанием броситься вниз. Такие дети видят во сне, как они падают, разбиваются. Когда они оказываются на опасной высоте, их сильно тянет вниз. Иногда им кажется, что кто-то их толкает или они могут слышать, как чей-то голос шепчет: «Прыгай!» По рассказам таких детей, они еле удерживаются от падения, но считают, что все равно когда-нибудь они погибнут, прыгнув с высоты. После психотерапии они перестают бояться высоты и, как следствие, избавляются от суицидальных мыслей и наклонностей.
9. Кошмарные сны. Если ребенка мучают кошмарные сны, в которых его поедают крокодилы, какие-то чудовища и вампиры, или режут, колют, пытают, убивают какие-то монстры, страшные убийцы, то эти страшные ночные переживания тоже могут привести к суицидальной готовности из-за невыносимости переживаний тех действий во сне, которые он ощущает, как реальные. Обычно дети рассказывают родителям о своих страшных снах, если их помнят. После психотерапии они обычно быстро избавляются от этих кошмаров.
10. После ярких и подробных освещений в СМИ случаев самоубийств по стране проходит целая волна суицидов. Особенно, если освещаются детские суициды, суициды или похожие на суицид смерти известных кумиров: певцов, музыкантов. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
Известно, что дети с суицидальной готовностью, чтобы выжить, находят себе подобных, общаются для того, чтобы обсуждать свои страхи, различные способы самоубийства, делиться своими ощущениями, образуют какие-то клубы по интересам, интернет-сообщества. Участие в таких сообществах говорит по меньшей мере о депрессии ребенка, за которой чаще всего стоит суицидальная активность или скрытый суицид. А это, согласитесь, веский повод для обращения к специалистам-суицидологам, психологам, психотерапевтам.
"Школа жизни"