Красота в изгнании
В
начале ХХ века по Парижу не разгуливали бородатые казаки атамана
Платова и лощеные гвардейцы графа Орлова, но «Русские сезоны» труппы
Дягилева столь же отважно «взяли» Париж своим искусством. Мы вообще
плохо знаем свою историю, а уж о том, что за «железным занавесом»
существовал параллельный мир русской высокой моды, понятия не имели.
Его открыл нам художник, историк моды Александр Васильев.
Серьезный ученый, талантливый писатель, страстный коллекционер, остроумец и экстравагантный франт, он ездит по миру и на четырех языках читает лекции по истории моды. Каждое его выступление – блистательный спектакль, сочиненный, поставленный и сыгранный одним человеком.
– Русская мода стала известна в Париже после «Русских сезонов»?
– Скажем так: это был самый шумный и ошеломляющий успех. Славу кутюрье снискал тогда замечательный рисовальщик, автор нескольких балетов Лев Бакст. Самым скандальным стал балет «Шахерезада», в котором танцовщик и хореограф-новатор Михаил Фокин, его жена – балерина Вера и танцовщица Ида Рубинштейн предстали перед зрителями в необычных позах. Эти позы вошли в моды, как и придуманные Бакстом юбки-абажуры из балета «Синий бог».
Сценические костюмы Бакста предвосхищали моду и поразили воображение модников настолько, что его идеи стали копировать во всем мире. Он создал ткани с рисунком в виде ромбов, шаров и кругов, который использовался модернистами и конструктивистами едва ли не всего мира. Идеи Бакста вдохновили знаменитого парижского кутюрье Поля Пуаре, который до революции дружил с известной московской художницей Надеждой Ламановой, оставшейся в советской России, и всегда интересовался русским искусством. Он так увлекся работами Бакста, что устроил в своем доме маскарад «1002-я ночь», на который гости должны были явиться в костюмах, сделанных по эскизам Льва Бакста.
– Как развивалась русская мода после революции 1917 года, когда Европу наводнили эмигранты?
– В Париже издавна работали русские художники, влиявшие на развитие модных стилей. Так, Мария Васильева создавала проекты мебели и кукол, молодая художница из Киева Соня Трек, больше известная под фамилией мужа – Делоне, завоевала славу талантливой колористки. Она работала в Доме тканей, создавала рисунки для тканей и отделок. Театральная художница Александра Экстер еще до своей эмиграции бывала в Париже, делала великолепные шляпы. Когда же волею судеб и большевиков за границей без средств к существованию оказались тысячи русских аристократов, многие из них стали заниматься модой.
Дамы, обладавшие великолепными манерами, гордой осанкой, особым «славянским» шармом, становились актрисами, манекенщицами. Можно смело сказать, что тип женщины эпохи арт-нуво создали именно русские аристократки. Высшим воплощением этого стиля считалась княгиня Наталья Палей, в жилах которой текла кровь Романовых. Великая княгиня Мария Павловна Романова открыла ателье «Китмир», специализировавшееся на изысканных вышивках. Племянница Николая II также открыла Дом моды «ИрФе» – Ирина и Феликс Юсуповы. Славился Дом белья княгини Лобановой-Ростовской. Русские модельеры ввели в моду абрисы народных костюмов, расписные шали, меховые воротники.
Вы открыли нам прошлое нашей моды, а каким видите будущее?
– Знаю, что всегда мода будет перелистывать страницы прошлого, потому что новое поколение хочет испытать то, что было до них. Возможно, что телефоны, факсы, Интернет позволят людям значительную часть времени проводить дома, и их гардероб заполнится в основном домашней и спортивной одеждой.
– Пока этого не произошло, мы много времени проводим на людях и стараемся хорошо выглядеть, из кожи лезем, чтобы соответствовать модным стандартам стройности…
– Стоп! Вот этого делать не нужно. Я убежден, что культ худобы – это настоящий фашизм. Полных женщин гораздо больше, чем худых, это нормально. Худобу возвели в культ модельеры. Дело в том, что большинство модельеров творят для себя, создают приятный им образ. Не для кого не секрет, что большинство модельеров, знаменитостей, у которых престижно одеваться, – Дольче и Габбана, Ферре, например, – геи. Им нравятся стройные юные мальчики, у которых, вы понимаете, нет женских форм.
– Но если не будешь худой, то не будешь и модной.
– Чтобы считаться модным человеком, нужно не только одеваться в соответствии с последними тенденциями сезона – нужно обновлять в соответствии с модой интерьеры своего дома, жить в модном районе, читать модные книги, отдыхать на модных курортах и так далее. Люди, которые так живут, – жертвы моды. Гораздо лучше быть не модным, а стильным человеком. Стиль постояннее моды и выше ценится.
Государственная дума