Народной актрисе Наталье Гундаревой 28 августа исполнилось бы 60 лет. Эта дата вписана в историю отечественного кинематографа, энциклопедии по искусству, поскольку эта талантливейшая актриса стала любимицей миллионов и сумела создать собирательный образ простой русской женщины — с ее заботами, неустроенностью и неиссякаемым оптимизмом. Все, кто знал Гундареву, уверены — она реализовала далеко не все свои возможности. Ей были подвластны самые невероятные глубины человеческих переживаний, но ей предлагали роли обиженных судьбой женщин, доярок, многодетных матерей, партработниц. Но и их она любила, каждую работу пропускала через себя. Наталью Георгиевну называли «моторчиком» за энергию и задор. И лишь за плотно закрытыми шторами дома она разрешала себе плакать, печалиться о личной не совсем удавшейся судьбе. О страданиях, выпавших на долю великой артистки, рассказали коллеги и знавшие ее люди.
Дружба со свекровью не сложилась
Первая учительница по актерскому ремеслу Гундаревой Евгения Галкина рассказала «КП», что Наташа всегда была очень открытым человеком и часто влюблялась. Беспокойная, веселая, она постоянно попадала в «служебные романы», из которых выбиралась с душевными ранами. Играя в самодеятельности, влюбилась в партнера, ставшего профессиональным актером, Владика Долгорукова. Они собирались пожениться, но против их свадьбы были обе мамы молодых. Наташа, пережив разрыв с любимым, недолго была одна. Закрутила служебный роман с режиссером Хейфецем, который был на 14 лет ее старше и ставил с ней телеспектакль. Так совпало, что родным нового ухажера тоже не приглянулась дерзкая актриса.
В беседе со мной мама режиссера как-то проронила, что не о такой жене мечтала для сына. «Мой сын был женат на прекрасной женщине из интеллигентной, такой, как наша, семьи. Ее мама — герой войны, грудь в орденах. Мне нравилась сноха, все было замечательно, если бы не встреча Лени с Гундаревой! — говорила мама режиссера. — Из-за Гундаревой Леня развелся. Сноха потом вышла замуж за известного художника, уехала с ним за границу. Мне звонила, приезжала в гости». Она и после развода поддерживала теплые отношения с бывшей свекровью (чего не удалось Гундаревой). Мама режиссера так и не приняла Наташу. Хотя Хейфец и актриса оформили брак и прожили вместе шесть лет.
«Наташа очень любила Хейфеца, — рассказала преподавательница актрисы Галкина. — Не могу рассказывать все, но — так сложились обстоятельства, Наташа была вынуждена лишить себя возможности родить ребенка. После этого она больше не могла иметь детей. И всю жизнь горевала из-за этого. Очень любила, хотела детей, но… Сколько она плакала из-за этого, рассказывала мне и плакала! И в этом была ее самая большая боль и трагедия, которую переживала всю жизнь».
Другого мнения на этот счет актриса Татьяна Догилева , рассказавшая «КП»: «К отсутствию детей она относилась спокойно, говорила, что театр ей все заменяет. Не чувствовала себя в этом смысле ущербной. Но я не являюсь ее близким человеком, поэтому, может быть, что-то не знаю».
По словам мамы Хейфеца, после развода Наташа хотела вернуться, искала возможности «начать заново», но — не сложилось. Время залечило раны, и позже, за несколько лет до смерти актрисы, в ее Театр имени Маяковского, в котором она была примой, устроился на работу ее бывший первый муж. Он мечтал поставить с ней свой спектакль, но не получилось. Так совпало, что и актриса, и режиссер одновременно заболели: их положили в одну и ту же больницу, в соседние отделения. Они бы могли поговорить (им было, что друг другу сказать), но ни один из них так и не решился. И второго шанса поработать вместе судьба им не дала. Гундарева после перенесенного инсульта угасала…
Второго мужа полюбила на сцене
Она всегда нравилась мужчинам, в том числе намного моложе ее. Актриса не отталкивала поклонников, а в некоторых партнеров даже искренне влюблялась.
Так, играя любовь с молодым начинающим актером Виктором Корешковым в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», перенесла чувство в реальную жизнь. Коллеги скептически отнеслись к этому роману, намекая, что молодой артист хочет использовать расположение примы. Но Гундарева, как и Цветаева, ни в чем не знавшая меры, погрузилась в любовь без оглядки и купалась в счастье.
Художник по костюмам Эмма Малая рассказала «КП»:
— Мы снимали фильм «Однажды 20 лет спустя», в котором играла Наташенька. Прибегала такая энергичная. У нее не было своих детей, но сыграла она многодетную мать прекрасно. На моих глазах перевоплощалась: вот надевает сарафан с подложенным животом («беременностью») и сразу начинает как-то мягчеть, становиться более женственной, доброй, и все — она многодетная мама! В то время у нее был роман с актером театра Корешковым. Мы ездили на съемку в экспедицию, и она взяла его с собой. Как-то суетилась вокруг него, а он принимал это как должное.
Я видела их совместный спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» — там же строится сюжет на том, что героиня Гундаревой за героя Корешкова пошла по этапу, была на все для него готова, а он был к ней холоден. И мне показалось, что схема этих отношений сложилась между ними и в реальной жизни. Может быть, внутренняя связь с этой ролью у Гундаревой была такой сильной?! Не мне судить, но мне тогда хотелось, чтобы рядом с ней — такой мощной личностью — был бы более достойный мужчина, а не этот красавчик моложе ее. Не сочетались они, на мой взгляд".
Брак с Корешковым продлился пару лет. Однажды на гастролях актриса пошла купаться на речку и потеряла обручальное кольцо — дурная примета сбылась.
По возвращении узнала об измене. Корешков ушел к певице, которая через несколько лет трагически погибла. Так что в любовном треугольнике, похожем на тот, что был в фильме «Осенний марафон», Гундаревой довелось побывать и в личной жизни!
Сегодня бывший муж примы живет отшельником в российской глубинке (по слухам, стал старовером).
Филиппов понимал актрису
Последним мужем Гундаревой стал бывший зять Юрия Андропова Михаил Филиппов, партнер Натальи Георгиевны по театру. Он поздно стал артистом, поздно устроился в труппу Маяковки, но сумел окружить заботой первую леди театральных подмостков. Именно с ним актриса наконец обрела счастье.
Михаил Филиппов (в интервью документального фильма НТВ «Личная жизнь Натальи Гундаревой»):
«Наш с ней роман начался на гастролях, которые проходили летом. Купались, отмечали премьеры на природе. Гастрольная жизнь обостряет все человеческие проявления… Так сложилось — что-то у нее не ладилось в личной жизни, у меня. Мы как-то устремились друг к другу, как два одиночества. Дальше я стал мужем Наташи на долгих, для меня счастливых без малого 19 лет. Главное, все удавалось делить пополам, и в этом основа счастья. Наташа жила очень стремительно. Как я ей не мешался — не знаю. Но это была тоже черта ее характера — она могла терпеть мою лень, где-то робость, пессимизм, мое состояние “вечного Пьеро”. Но ее оптимизма хватало на двоих».
Им многие завидовали. Филиппов написал в книге «Наташа»: «Иногда штормило.. Кому-то не нравилось, что мы вместе. Мы узнавали это по иголкам с солью, рассыпанным под дверью дома, по царапинам на машине. Злоба и всепроникающие недобрые взгляды сопровождали нашу жизнь. Ну да бог с ними…»
Филиппов знал, что дома актриса другая — не такая несокрушимая, как о ней думали.
Кстати, еще Гончаров, любимый режиссер артистки, отмечал, что, однажды придя к ней в гости домой, удивился сумрачной обстановке — темные, плотно занавешенные шторы, полумрак. «Я сумеречная женщина, но это не отражается на работе», — пояснила Наталья.
В одном интервью еще до болезни призналась: «Душа-то веселая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Жизнь — это все-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем… Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки…»
Как худела
Домработница Натальи Георгиевны рассказывала подругам, что актриса умела привязываться к людям. Ее, Ирину, опекала, как дочку. В своей книжке писала про нее — наша «приемная дочь». Когда решила сесть на диету, заставила и Ирину следить за питанием. Та жаловалась, мол, не могу я не есть, хоть сосиску откушу… А Гундарева настаивала: тренируй силу воли! Впрочем, застолья Гундарева в театре умела устраивать с большим размахом. Приказывала Ирине сидеть на театральных пирушках рядом с ней. Ира краснела, стеснялась, но, порываясь ускользнуть, слышала грозно-шутливое: «Сидеть!» Гундарева любила покомандовать, и ей это позволялось.
Кроме ограничения в питании актриса делала зарядки, у нее были модные тренажеры, массажеры. Говорили, использовала тайские таблетки для похудения.
А сильно похудев, сделала пластическую операцию лица. Любила, чтобы дома всегда были благоухающие живые цветы (предпочитала розы). Все время двигалась и заставляла все вертеться и кружить вокруг себя. Говорила, ненавидит лень и вялость. Считала, трудиться над собой нужно ежечасно.
О чем пожалела
Домработница Гундаревой Ирина вспоминала, что буквально за месяц до сразившего актрису инсульта они сидели на кухне подмосковной дачи, о чем-то спорили. И вдруг Наташа, стоя у холодильника, говорит: «Вот умру, и посмотришь, как без меня будет!» У Ирины от этих слов похолодело в душе, но тут же все перевела в шутку. Гундарева печально улыбнулась. На том самом месте — около холодильника — вскоре актрису нашли лежавшую без сознания. Это было начало конца… Хотя и после инсульта актриса продолжала неистово бороться за жизнь, демонстрируя железное мужество.
Ее домработница учила Наташеньку заново ходить. Вспоминала, каких трудов ей стоили шаги; актриса крепилась, а порой в отчаянии спрашивала: «Ирк, за что мне это?» И словно сама себе отвечала: «Я слишком много на себя взяла, слишком много себе позволила — за это мне божье наказание». Рассказывали, она стала жалеть, что в театре была примой, позволяла себе вмешиваться в чужие судьбы. Пожалела о давней ссоре с еще одной эпохальной актрисой — Татьяной Дорониной, которая в свое время была ее конкуренткой в Маяковке. Доронина считалась любимицей режиссера Гончарова. Но постепенно статус первой перешел Гундаревой, из-за чего Доронина ушла из театра, громко хлопнув дверью. С тех пор актрисы не общались. Ходили слухи, во время болезни Гундарева просила передать свои извинения Дорониной. Обе они достигли народной славы, и делить им по сути уже было нечего.
Последние дни
Незадолго до смерти Гундарева ездила к тибетскому монаху, у которого просила духовной помощи. Он сообщил, мол, к вам придет душевная мощь, а она пожаловалась, мол, была очень сильной, но заболела, потеряла любимую работу и — словно рассыпалась. Она проводила в последний путь Козловского. Услышала на его похоронах свиридовскую «Метель» и вдруг сказала: «Меня похороните под эту музыку». Родные выполнили ее желание.