Проблема товарного дефицита, слава Богу, ушла в прошлое. Сейчас – были бы деньги
– купить можно практически все, что угодно. Вот только все чаще приходится
сталкиваться с другой проблемой – качества товаров. На каждом шагу слышишь
истории о приобретении неработающей техники, несъедобных продуктов и т.п. Как
уберечь себя от брака и заведомого обмана?
Правило первое. Чтобы
защищать свои права – нужно их знать. В любом книжном магазине, в отделе
юридической литературы можно приобрести дешевую брошюру, содержащую закон «О
защите прав потребителей». Прочтите – и будете защищены. Рекомендации,
помогающие застраховаться от покупки некачественного товара, очень просты и всем
известны, но, увы, люди часто о них забывают.
Правило второе. Не
стесняйтесь интересоваться качеством товара, требуйте показать сертификат
соответствия. Сохраняйте чек – именно эта крохотная бумажка станет основным
документом, который поможет «разрулить» возникшую проблему. Иначе продавец вас
просто «не узнает»!
Правило третье. Испорченные консервы, скисшее
молоко, «пустой» внутри хлеб – наверняка, вам хоть раз приходилось с этим
сталкиваться. Согласно законодательству, продукты ненадлежащего качества у вас
обязаны принять обратно и вернуть деньги. Кроме того:
– всегда проверяйте на
упаковке срок годности. Недобросовестные продавцы часто пытаются выдать его за
дату выпуска.
– не берите стеклянные консервы с неплотно прилегающей или
вздутой крышкой – это так называемый «бомбаж»!
– не покупайте консервы в
помятых банках, внутреннее покрытие у них может быть повреждено, и тогда в
продукт проникают вредные вещества.
– остерегайтесь магазинов, где не
соблюдены условия расстановки – на одной полке расположены пирожные и селедка,
фрукты и окорочка.
Правило четвертое. Не забывайте о гарантиях.
Это касается покупки бытовой техники, сотовых телефонов и прочих полезных, и,
кроме того, дорогостоящих вещей.
– тщательно проверяйте правильность
оформления гарантийного талона. Он должен содержать полное наименование фирмы,
магазина, ЧП и т.п.; печать; реальные номера изделия, сертификата соответствия.
– не выбрасывайте до истечения гарантийного срока заводскую упаковку.
–
не стесняйтесь проверять инструкцию, она должна содержать текст на русском
языке.
– найдите на упаковке или в инструкции пометку о гарантийном сроке
завода-изготовителя. Продавец не имеет права снижать этот срок.
Если в
течение гарантийного срока потребитель обнаружит ненадлежащее качество, он имеет
право на уменьшение покупной цены товара, бесплатный ремонт, замену или
расторжение сделки (то есть – возврат денег). Чаще всего, потребителя устраивают
два последних варианта. Если же, несмотря ни на что, продавец отказывается, вы
должны составить претензию – сами или с помощью общества по защите прав
потребителей и отнести ее по месту покупки, желательно прихватить с собою
свидетеля. Юридическое лицо получает ответ на претензию через 10 дней, частное –
через месяц. В 80% случаев потребитель выходит победителем уже на этой стадии,
не доводя дело до суда.
Правило пятое. Не экономим на детях. Детские
вещи и игрушки следует покупать очень бдительно, непременно спрашивать
сертификат. Кожа ребенка очень нежная, кроме того, даже подросшие дети любят
брать все вещи в рот. Это не значит, что от некачественной одежды или игрушек
малышу сразу станет плохо. Нет, процесс накапливания вредных веществ в организме
идет долго и медленно, но рано или поздно даст о себе знать!
Не покупайте
игрушку ребенку, если:
– она окрашена «поверху». Такая краска легко отстает
при нажатии пальцем или ногтем.
– имеет сильный запах, это, значит, что
происходит выделение из нее химических веществ.
– детали плохо обработаны,
например, пластмасса «оплывшая» или имеет «заусеницы».
И наконец:
Особенно осторожно следует приобретать вещи на рынках. Фирменная
одежда или обувь не может стоить в 2-3 раза дешевле, чем в других местах. Скорее
всего, это подделка. Они, кстати, встречаются и в крупных магазинах. Но на рынке
вам не дадут чека, разве что товарный, заверенный администрацией, впрочем, их
имеет на руках редкий продавец. Так что в случае «прокола» призвать к ответу вы
никого не сможете. Поэтому, постарайтесь соблюсти хотя бы элементарные
правила:
– проверьте пуговицы, молнии, швы;
– чем больше на одежде
ярлыков, наклеек, этикеток, тем вероятнее, что вещь – от хорошего
производителя;
– не поддавайтесь на уговоры типа «разносится», «растянется»,
«утопчется». Скорее всего, ничего подобного не произойдет!
– если это возможно – не покупайте вещи с
прилавка, попросите запакованную, только не забудьте осмотреть ее.
–
сомневаетесь – не покупайте.
Удачи у прилавка!
Школа жизни