Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи - 30 км от Москвы. Центр народного художественного промысла - миниатюрной живописи маслом на лаковых изделиях, главным образом из папье-маше (шкатулки, табакерки и пр.). Федоскинская лаковая миниатюра получила мировое признание. Сюжетные композиции (фольклорные, копии картин и др.), портреты, пейзажи, натюрморты и т. д. выполняются на чёрном лаковом фоне; для оригинальной федоскинской миниатюры характерны также приёмы письма маслом на перламутре, сусальном золоте и серебре, украшение инкрустацией и др. В ярких, нарядных, сочных по цвету работах федоскинских мастеров отчетливо видны традиции творчества. В России - четыре центра лаковой миниатюре. Каждый из четырех знаменитых центров лаковой миниатюры России: Палех, Мстера, Холуй и Федоскино.
Не могу не сказать - при фабрике для детей организованы мастер-классы.
В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России. Основой для изготовления изделий из папье-маше (от французского слова «битая бумага») служит картон.
Листы картона с помощью гильотинных ножниц режутся на полоски определённой толщины и ширины. Затем, промазанные крахмальным клейстером ленты, навиваются на деревянные болванки в несколько слоёв. Получившиеся катушки помещаются в двусторонний пресс с давлением двадцать тонн для склеивания. Склеенные катушки снимают с болванок и проваривают в льняном масле. После пропитки картон просушивают двенадцать суток в специальных сушильных шкафах. После сушки папье-маше приобретает тёмно-коричневый цвет и прочность дерева. Папье-маше раскраивают на заготовки для будущих коробочек, собирают, дорабатывают детали, придавая им законченный вид. Готовые изделия зачищают, шлифуют и грунтуют. На эти операции уходит несколько часов. Загрунтованные изделия шлифуются, а затем шпаклюются. После последней зачистки, изделия покрывают двумя слоями чёрного лака снаружи и тремя слоями киновари (красного лака) внутри. Далее, прочищенная крышка коробки поступает к художнику. Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три живописных слоя. Перед тем как приступить к живописи художник готовит коробочку, покрывая её грунтом (бронзовым или алюминиевым порошком). После того как на грунт нанесён рисунок, он приступает к живописи. Каждый живописный слой хорошо просушивается и покрывается лаком. Готовая коробочка с живописью и оформлением лакируется несколькими слоями лака, а затем полируется на специальном полировочном станке или вручную. Это последний этап, после чего лаковое изделие приобретает законченный вид.
Приношу извинения за качество съемки.