Не так давно, в Александровской слободе, мы встретили руководителя археологических раскопок... минут двадцать он рассказывал нам об архитектуре древней Руси и вкладе в ее развитие итальянских зодчих, их жизни. И здесь,на месте расскопок, он показывал нам обнаруженные образцы работ итальянских зодчих...
...неудачно шло строительство Успенского собора в Московском кремле. От верных людей узнал Иван III, что служит у венецианского дожа хороший зодчий из Болоньи — Аристотель Фиораванти. Венецианскому дожу Марчелло не хотелось отпускать в далекую неизвестную Русь своего лучшего архитектора, но и ссориться же с Иваном III ему было невыгодно. Именно он, Иван III, натравил татарского хана на турок — исконных врагов Венеции. В свои 60 лет, Аристотель был крайне любознателен, загадочная, никому не известная страна неудержимо влекла его к себе. Перед тем как начать строительство, Аристотель, стал знакомиться с архитектурой Руси, непревычной для себя. Больше всего его привлекала деревянная резьба наличников окон, крылец и ворот. Он понимал, что не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Аристотель Фиораванти отправился путешествовать по стране, чтобы познакомиться с древнерусским зодчеством.
… во Владимире Фиораванти был восхищен талантом Андрея Рублева.
В 1508 году строительство собора завершено. Многое в Успенском соборе напоминает не только древнерусское зодчество, итальянский архитектор сумел соединить достижения мастеров своей родины с наследием древних строителей Руси.
Венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) в 1505 году заложил новый собор - Архангельский, который был закончен в 1508 году.
Этот храм, второй по величине после Успенского собора, должен был служить усыпальницей русских великих князей, чем он и являлся до Петра I, когда царей стали хоронить в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Постройка Алевиза оказала очень большое влияние на декоративное оформление русских храмов последующих десятилетий.
В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел колокольню Ивана Великого.
В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше, и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр и по праву стала называться Иван Великий. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. В первую очередь это объяснялось тем, что колокольня оставалась главной дозорной вышкой и пожарной каланчой.
Санкт-Петербург: Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги, Бартоломео Расстрелли ...
Расположение и климат самым благоприятным образом сказались на Италии, богата была Италия на таланты. Древний Рим, зодчие, художники, скульпторы, поэты, композиторы, певцы....